На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вечерняя Москва

17 531 подписчик

Свежие комментарии

  • Наталья Ленская
    Наталья Ленская.  Все эти крикуны с Запада, не важно премьеры, президенты они,или некто другие, трусливые, плохо обра...В ЕС обсудят 10 ф...
  • Ole Ole
    Не только не защитит, но КИНЕТ ))) Оставит живцом для русских. Типа добить локомотив ЕС, конкурента. Шольц, трепещи: ...Politico: Шольц б...

Большие претензии «Золотой маски»

Театральному миру России грозит новый раскол. Главный театральный фестиваль и премия «Золотая маска» лишается одного из учредителей — Министерства культуры России.

Правда, список учредителей и спонсоров настолько внушительный, что вряд ли уход Минкульта может угрожать будущему «Золотой маски». Тем более что он не отказывается и впредь оказывать финансовую поддержку проекту. И все же деятели театра, критики, режиссеры бьют тревогу. Масла в огонь подливает заявление именитого режиссера Андрея Кончаловского о создании альтернативной «Золотой маске» театральной премии.

Вчера председатель Союза театральных деятелей России (одного из учредителей «Золотой маски». — Прим. «ВМ») Александр Калягин объяснил свою позицию по поводу новой премии и предостерег коллег от враждебности по отношению друг к другу. Правда, в своем обращении Александр Александрович высказал ряд обвинений и упреков в адрес Кончаловского.

А эксперт «Золотой маски» 2017 года, заместитель художественного руководителя театрального центра имени Вс. Мейрхольда Елена Ковальская опубликовала в социальной сети Facebook не очень корректный для режиссера текст, который сегодня обсуждают люди, даже далекие от театра. «Кончаловскому следует не рыпаться, сидеть в своей Италии, пить вино и не беспокоиться за русский театр», — написала она. Даже недруги Андрея Сергеевича разводят руками: «Где Ковальская и где Кончаловский? Все-таки надо проявлять уважение к человеку, который так много сделал для культуры России!».

САН САНЫЧ И АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

Александр Калягин и Андрей Кончаловский, разумеется, давно и хорошо друг друга знают. Калягин снимался в фильмах брата Кончаловского, Никиты Михалкова, и сохранил с ним дружеские отношения. Ни один драматический спектакль Андрея Кончаловского не номинировался на «Золотую маску», хотя, например,его трилогия по пьесам Чехова в театре имени Моссовета пользуется успехом у публики и гастролирует по миру. Зато мюзикл Кончаловского «Преступление и наказание» в прошлом году получил «Золотую маску» в двух номинациях. И заподозрить его в том, что он имеет зуб на этот проект, невозможно. Нет причин, да и личность его слишком масштабная для такого рода чувств и поступков. Тем не менее Андрей Кончаловский акцентирует внимание на создании отдельной премии. Термин «альтернативная» — вариация СМИ, которую, как часто бывает, подхватил и растиражировал наш брат журналист. Андрей Кончаловский, по словам его пресс-службы, сделал заявление об учреждении новой премии только Министерству культуры России.

«МАСКА», «НИКА» И «ОРЕЛ»

Поединок вокруг «Золотой маски» с участием Андрея Кончаловского не оставил равнодушным и деятелей киноиндустрии, кинокритиков. Разве только ленивый не вспомнил две главные национальные кинематографические премии, «Нику» и «Золотой орел». Правда, альтернативную «Нике» премию создал не Кончаловский, а его младший брат Никита Михалков, а Андрей Сергеевич, став президентом «Ники», много пользы сделал для этой премии. В частности, он привел спонсоров и дополнительное финансирование. Президент Кончаловский никоим образом не навредил первой национальной премии «Ника», и это факт. Но и здесь подозрения, сомнения.

Илья Кухаренко объяснил «ВМ», почему существование двух национальных кинематографических премий не способствует развитию кинематографа в России.

— Вряд ли пример из российского кино, в котором конкурируют «Ника» и «Золотой орел», является удачным, скорее наоборот. Для меня, человека, далекого от кино, эта путаница с двумя национальными кинопремиями — дезориентирующий фактор. Я просто не обращаю внимания на то, является ли тот или иной фильм лауреатом. На мой интерес как зрителя обе премии никак не влияют. Когда мне говорят с разных сторон: «И мы — российский «Оскар!», возникает ощущение, что за этим скрывается внутрицеховая игра, в которой не хочется разбираться. Если же говорить об удачном близком сосуществовании двух статусных премий как инструментов продвижения киноискусства, то это, скорее, «Оскар» и «Золотой глобус», которые сумели внятно определить свое лицо и статус, остаться важным фактором в прокатной жизни любого своего фильма-лауреата.

Если объективно взглянуть на премии и фестивали, то сегодня возглавлять их могут только очень авторитетные и очень уважаемые люди. С именем, со связями, с большими возможностями. Глыбы. Действительно, вторая театральная премия необходима еще потому, что сегодня каждый день в России выпускаются десятки премьер и охватить их одна премия не в состоянии. Спектаклей появляется гораздо больше, чем фильмов, и театр поддерживается государством в большем объеме, чем кинематограф. В России более 500 кинофестивалей, а театральных фестивалей — единицы. Почему же такой парадокс: все якобы рады возникновению новой премии, но находят какие-то подводные течения? Все это похоже на яростное желание «Золотой маски» остаться единственным монополистом в театральном мире. Наивно говорить об опасности монополий для развития любого творческого дела. Это очевидно. Но уместно будет напомнить популярную фразу из трагедии Шекспира «Не все то золото, что блестит». Возможно, 25 лет «Золотая маска» была драгоценной и безупречной, но и ее коснулась порча. Ряд громких скандалов последние годы не лучшим образом отразились на репутации «Золотой маски». Да и драконовские цены на билеты на «звездные» спектакли, в частности на «Гамлет» Льва Додина, которые устанавливает дирекция «Золотой маски», не прибавили ей славы и доверия публики.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Художественный руководитель театра Табакова Владимир Машков:

— Чем будет больше театральных премий, тем лучше. Те, кто служат в театре, — энтузиасты. Особенно в провинции. Они мечтают показать свои работы в Москве. Уверен, что талантливых спектаклей хватит на несколько премий. Андрей Сергеевич Кончаловский — выдающийся художник, и если он намерен создать театральную премию, то всем нам нужно ее поддержать.

Художественный руководитель театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас:

— Идея создать новую театральную премию, на мой взгляд, хорошая. В Европе много театральных премий и фестивалей. Лично у меня есть много вопросов к «Золотой маске». Некоторые из них я даже обсуждал с Алексеем Бородиным, когда он был президентом фестиваля. Мне видится неправильным, что якобы ремейки когда-то поставленных спектаклей, но в других театрах и с другими актерами, не могли быть номинированы на «Маску». Большие актеры создают совсем другие спектакли, и доказательство этому — игра Владимира Симонова в моем спектакле «Минетти».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх