Белоснежные сугробы, северное сияние, холодный ветер в лицо и громкий лай собак, легко и весело бегущих в упряжке, которой погоняет лихой вожак. Эту картину я впервые увидела еще в детские годы, и она поразила меня своей красотой. Бегая по дому в колготках, я размахивала шнурком от кеды и кричала залихватское: «Э-ге-гей!» В то время я даже не знала, что моя серебряная мечта называется – профессия каюр.
Моей мечте суждено было сбыться не на крайнем Севере, а в центре Москвы, в парке «Сокольники» — именно там я познакомилась с профессиональной погонщицей Хеленой Юршей. Я рвалась скорее научиться управлением собачьей упряжкой, Хелена засмеялась.
— Прежде чем кататься, нужно сани — то есть нарты — запрячь. Нарты состоят из лыж и сидения, но если каюру предстоит долгий путь, в поддон укладывают специальный мешок с припасами и всем необходимым.
Оказалось, запрягать собак непросто, нужно обязательно знать не только их черты характера, силу и выносливость, но в каких отношениях они между собой находятся. Так как псы, которые могут устроить драку в упряжке, очень опасны, лучше ставить в пары дружелюбных собак. Каюр должен подружить собак, чтобы они были лояльны, сколачивать дружную стаю.
Первые две собачки — это настоящие лидеры, они самые умные и лучше других ориентированы на каюра. Они могут быть маленькие, плюгавенькие, но именно они задают темп всей упряжке, и от них зависит вся работа. У нас такие Киану и Кпопка. В середине — сообразительные универсалы Аве и Веник, они, при желании, запросто заменят первую двойку, если передние устали и уже носом шарят по трассе. Задние — коренные, самые сильные и крепкие Блюр и Степа. Большая часть тяжести ложится на их крепкие спины.
— Так, с хаски разобрались, а теперь садись в нарты, — говорит Хелена, я с готовностью выполняю приказ. — Смотрите, вот эта длинная веревка, которая соединяет нарты и упряжку, называется потяг. А от него идут небольшие ответвления — постромки. Они бывают задние и шейные, чтобы собачки не запутались и не имели возможности обежать дерево с другой стороны. А это якорь — стояночный тормоз, который фиксирует нарты, чтобы собаки их не утащили. А теперь все готовы? Поехали.
— А можно еще?
И мы летим еще два круга, я уже не думаю, куда переносить вес, когда присаживаться или кричать, задавая темп. Мне кажется, что на генном уровне в меня уже заложены эти основы управления собачьей упряжкой. Но это, конечно, неправда, просто собаки знают, что в санях сидит их вожак, и ведут себя прилично. Даже останавливаются дружно, без рывков.
— Ох и жарко! Я сейчас сгорю, — жалуюсь я, сходя с лыж.
— Естественно, ведь у каюров свой стиль в одежде. Термобелье современное, комбинезон для горных лыж, обувь непромерзаемая на нескользящей подошве. Чтобы не упасть, не замерзнуть, но и не вспотеть. Все продумано. Кроме того, каюр, который заботится о своих подопечных, внимательно следит не только за питанием собак, но и за своим. Лишняя масса погонщика для собак — нехорошо. Чем меньше весит каюр, тем лучше, ведь путь впереди длинный.
Я помогаю Хелене освободить собак из упряжки, они прыгают, лижут теплыми языками руки, прося лакомство, я глажу их пушистые загривки. Достаю из кармана сухой корм, они с удовольствием хрустят угощением. Мне не хочется расставаться, но мой счастливый день каюра закончился. Может, когда-нибудь в другой раз мне повезет еще раз пролететь над снежной равниной, управляя собачьей упряжкой. Э-ге-ге-эй!!!
Свежие комментарии