С осени 2018 года в Москве по инициативе Департамента труда и соцзащиты населения реализуется масштабный социальный проект — Программа повышения финансовой грамотности пенсионеров.
В рамках проекта во всех районах города на базе территориальных центров соцобслуживания организованы курсы: занятия с пенсионерами проводят специалисты Высшей школы экономики. Какие задачи ставят перед собой инициаторы программы — мы поговорили с преподавателем ВШЭ Ольгой Барминой.
— Ольга Владимировна, как вы оцениваете, с учетом имеющегося опыта, уровень финансовой грамотности пенсионеров?
— Как средний. Помимо этого, у слушателей много стереотипов, связанных с возрастом и жизненным опытом. Они меньше доверяют информации, не проверенной на личном опыте.
— Насколько уязвимо положение пенсионеров на финансовом рынке?
— Пенсионеры чрезвычайно доверчивы и чувствуют себя ущемленными в силу отсутствия значительного количества денежных средств. Для них актуальнее проблема защиты от мошенников, чем правильный выбор каналов инвестирования. Пенсионеры по-прежнему проводят мало времени в интернете, телевизор и телефон для них — главное средство общения с внешним миром. А банковская карта — важнейший финансовый инструмент. Поэтому наиболее актуальны для пенсионеров способы защиты от телефонного мошенничества и мошенничества с банковскими картами, и именно поэтому на курсах этим вопросам уделяется особое внимание.
— Каковы ваши впечатления от занятий, которые вы провели с людьми старшего поколения?
— Возможность получения новой информации для них важна как средство корректировки своего сценария финансового поведения. В большинстве случаев пенсионеры не могут проанализировать поступающие им предложения.
Не могут, например, понять, от кого исходит предложение — от банка или от инвестиционной компании. Не умеют пользоваться интернетом, чтобы найти информацию о сделавшей им предложение финансовой организации.
Не в состоянии проверить наличие у этой организации банковской лицензии, используя сайт Центробанка. А ограниченность средств заставляет их бояться сделать неверный шаг.
— Можете вспомнить наиболее показательные примеры финансового мошенничества в отношении пенсионеров?
— В последнее время участились звонки пенсионерам от имени сотрудников службы социальной защиты с просьбой уточнить информацию по банковской карте для перевода социальной субсидии. Мошенники просят назвать номер банковской карты и трехзначный код, расположенный на ее обратной стороне. И часто люди автоматически, на полном доверии, вслед за номером карты называют и ее секретный код, что дает мошенникам возможность украсть деньги.
— Как вы оцениваете эффективность проводимых мероприятий в рамках Программы правительства Москвы по повышению финансовой грамотности пенсионеров?
— Мероприятия достигают своей цели. Участвующие в них пенсионеры получают базовую информацию, изучают ключевую финансовую терминологию и получают первичные навыки финансовой безопасности. Слушатели стараются не пропускать занятия.
— Что, на ваш взгляд, можно сделать в Москве дополнительно для оказания помощи людям пенсионного и предпенсионного возраста в части укрепления их экономического положения и финансовой грамотности?
— У Программы повышения финансовой грамотности большие перспективы. На сегодняшний день обучение на курсах прошли более трех тысяч человек — это всего лишь небольшой процент от общего числа москвичей пенсионного и предпенсионного возраста.
Положительный опыт проведения занятий с октября прошлого по март текущего года свидетельствует о необходимости продолжать эту практику, расширяя помощь данной категории населения. Нет сомнения, что правительство Москвы продолжит эту работу.
Если говорить о самом учебном процессе, сейчас курс состоит из трех двухчасовых занятий. Часы не академические (по 45 минут), а полноценные (по 60 минут). При этом материал очень насыщенный, предусматриваются вводная, теоретическая и практическая части занятий. Внимание аудитории приходится поддерживать, меняя форматы. При этом, в отличие от более молодой аудитории, ориентироваться приходится по степени усталости слушателей. Но профессиональные компетенции преподавателей, как правило, достаточно высокие, и предложить что-то новое здесь трудно.
А вот учебную программу вполне возможно усовершенствовать, добавив в нее новые темы. В частности, связанные с вопросами наследования, оплаты налогов, оформления дарения и другие.
Свежие комментарии